Словарь терминов от А до Я
- Автобетононасос
- Автобетоносмеситель
- Арматура
- Бетон
- Водонепроницаемость
- Железобетон
- Зимнее бетонирование
- Контроль качества
- Коэффициент пересчёта вес-объём
- Морозостойкость
- Опалубка
- Пескобетон
- Песок дробленый
- Песок природный
- Песчано-гравийная смесь
- Подвижность
- Прочность бетона
- Промышленные полы
- Противоморозные добавки для бетона
- Пусковая смесь
- Товарный бетон
- Торкрет бетон
- Ускорители твердения бетона
- Уход за бетоном
- Фундамент
- Цемент
- Цена на бетон
- Чернозём
- Щебень
- Ямобур
(АБН, швинг) - механизм для перекачки бетона, смонтированный на шасси грузового автомобиля. Позволяет подавать бетон непосредственно в строительную конструкцию (опалубку, колонну, балку, на плиту перекрытия и т.д.), находящуюся на отдаленном (до 50-60 м) расстоянии от места разгрузки автомиксера, либо на высоте ( до 10-11 этажа). Благодаря наличию подвижной стрелы швинг позволяет равномерно распределять бетон по опалубке. В некоторых случаях целесообразно заказать выезд специалиста на объект для обследования площадки для расстановки АБН. Эта услуга предоставляется бесплатно. Размеры АБН нашей компании: 15м, 30м, 52м.
- (чаще можно услышать: автомиксер, миксер, бетономешалка). При доставке бетона с бетонного завода на строительный объект важно сохранить его однородность и подвижность, чего невозможно добиться при перевозке в самосвале, где бетонная смесь скорее всего расслоится (щебень осядет вниз), а расслоение в свою очередь приведет к неравномерной прочности всей конструкции. Поэтому для перевозки бетона целесообразно использовать автобетоносмеситель.
(армирование). Бетон является непластичным материалом и при растягивающем воздействии трескается. При воздействии морозного пучения со стороны грунта или неравномерной нагрузке со стороны здания конструкция может деформироваться. При такой деформации в бетоне создаются с одной стороны зона сжатия, с другой - зона растяжения. Именно в зоне растяжения и происходит образование трещин. Чтобы предотвратить появление трещин бетонную конструкцию армируют. Армирование заключается в том, что внутри бетона располагается каркас из стальной арматуры. Сталь, в отличие от бетона, гораздо более устойчива к растяжению и она принимает на себя растягивающую нагрузку. В железобетонных изделиях используются соединенные между собой стержни арматурной стали (сетка, каркас и т.д.). Основные способы соединения стержней — это электросварка, вязка проволокой. Вместо вязки проволокой часто используют специальные арматурные фиксаторы, изготовленные из пружинной стали. Сейчас в строительстве всё больше применяется арматура из композитных материалов (стеклопластик, базальтопластик, углепластик и т. п.)
- строительный материал, получаемый в результате смешивания и последующего твердения компонентов бетонной смеси, основными из которых являются: цемент, вода, щебень и песок. Пропорции и качество составляющих бетонную смесь материалов в итоге и определяют свойства полученного бетона: прочность, морозостойкость, водопроницаемость и ряд других. Для придания бетону необходимых технологических характеристик применяют специально разработанные добавки. Наиболее распространенными в нашем регионе являются следующие группы добавок: пластификаторы, противоморозные добавки, добавки-ускорители твердения, добавки-замедлители твердения, гидрофобные и ряд других.
(коэффициент водонепроницаемости) - способность не пропускать через себя воду под давлением. Обозначается в накладных или паспортах на бетон, как коэффициент с буквой W. (W4,W8,W12, от 2 до 20). Для увеличения водонепроницаемости (сверх стандартной нормы для этой марки), в бетон, при его изготовлении вводят уплотняющие и гидрофобизирующие добавки, либо используют в затворении смеси гидрофобный или напрягающий цемент. В чем актуальность данного параметра? Бетона с высоким коэффициентом W даёт возможность изготовления, без дополнительной гидроизоляции, подвалов в районах с высоким уровнем грунтовых вод. Он также незаменим при изготовлении опор мостов, свайных фундаментов, бассейнов, причалов, плотин, т.е. там, где есть непосредственный контакт с водой. Допускается повышение коэффициента W путём самостоятельного добавления в товарный бетон специальных добавок (Пенетрон, Кальматрон и др.). Необходимые для этого консультации Вы можете получить в офисе нашей компании.
представляет собой строительный материал, в котором выгодно сочетается совместная работа бетона и стали. Возможность совместной работы в железобетоне двух резко различных по своим свойствам материалов определяется следующими важнейшими факторами:
- бетон прочно сцепляется со стальной арматурой, вследствие чего при возникновении напряжений в железобетонной конструкции оба материала работают совместно
- сталь и бетон обладают почти одинаковым коэффициентом температурного расширения, что обеспечивает полную монолитность железобетона
- бетон не только не оказывает разрушающего влияния на заключенную в нем сталь, но предохраняет ее от коррозии. Железобетонные конструкции (ЖБК) могут быть монолитными или сборными из изготовленных на заводе железобетонных изделий (ЖБИ)
- один из самых актуальных вопросов с наступлением холодов для строителей. Главная проблема - отрицательная температура, которая может сильно повлиять на процессы схватывания и твердения бетона. Основная задача для строителей – не дать замерзнуть воде, входящей в состав бетона. Цемент нуждается в воде. Это его жизнь и его сила. По сути, технология зимнего бетонирования и нацелена на сохранение воды от замораживания (кристаллизации). Существует несколько основных способов сохранения воды и затворения бетона от вымерзания:
(измерение прочности бетона) - проверке соответствия физико-механических характеристик уложенного бетона требованиям проекта. Для этого используют либо разрушающий метод (сжатие в специальном прессе предварительно залитых форм из бетонной смеси), либо неразрушающий. В качестве контрольных образцов чаще всего используют кубики или цилиндры установленных размеров, которые заливают на бетонном заводе или непосредственно на объекте. Когда определение прочности бетона разрушающими методами невозможно применяют так называемые неразрушающие методы исследования прочности: проверка методами ударного импульса прибором склерометром (молоток Шмидта). В народе называется - простучать бетон. Так же используются ультразвуковые методы определения прочности. Зная зависимость между скоростью ультразвука и прочностью бетона, сравнительную прочность бетона на сжатие в конструкции можно определить в любом месте и в любое время без вырезки или изготовления образцов. Прочность и однородность бетона при применении неразрушающих методов испытаний контролируют и оценивают в соответствии с ГОСТ 21217-75.
Очень часто возникает потребность пересчёта объёма строительных материалов в вес и наоборот: из кубометров – в тонны, из тонн – в кубометры. Это происходит, например, когда в проектно-сметной документации объём сыпучих материалов указан в м3, а карьер отгружает их по весу (т). Возьмём другой случай: миксер с бетоном на выходе с завода проходит контрольное взвешивание, и в накладной указывается вес груза. А как узнать какому объёму бетона он соответствует? Ниже приведена таблица удельного веса стройматериалов.
Наименование материала | бетон товарный | железобетон | ПГС | гравий | щебень | песок | цемент |
Вес кубометра, т | 2,4 | 2,5 | 1,6 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,3 |
Эти данные являются примерными, т.к. зависят от конкретных условий: влажности, состава и др.
(коэффициент морозостойкости) бетона. Обозначается буквой F с цифрой от 25 до 1000 и говорит о количестве циклов замораживания-размораживания, при котором бетон сохраняет свои изначальные прочностные характеристики (с допустимыми отклонениями). Циклы замораживания оттаивания - это переходы влагонасыщенной бетонной конструкции из мокрого состояния, в состояние замерзшее и обратно. Все основные циклы происходят осенью и весной, когда перепады температур происходят каждый день из плюса в минус и обратно. В обычном строительстве, среднестатистическая морозостойкость F100-F200. Для увеличения морозостойкости, бетонные заводы используют различные добавки в бетон.
Опалубкой называют форму, которая определяет окончательный вид конструкции из уложенного в нее бетона. Изготавливают опалубку из сосновых досок, щитов, листового металла. Опалубка должна сохранять форму под действием уплотняющегося при вибрировании бетона. Бетон оказывает значительное давление на нижние и боковые поверхности опалубки, что необходимо учитывать при ее устройстве. Различают съемные и несъемные опалубки.
- строительный материал, используемый чаще всего для создания стяжек, выравнивания различных бетонных конструкций, полов, заделывания швов. Для приготовления пескобетона используется крупнозернистый песок (отсев) и цемент.
(отсев) - природный материал, представляет собой смесь мелких остроугольных частиц от 0 до 5 мм., отсеивающихся в процессе дробления крупного гравия при производстве щебня. Отсев применяют для изготовления стяжек, используется в качестве наполнителя при производстве бетонов, как элемент подушки под строительство фундаментов зданий и сооружений, для отсыпки площадок, производства пескоблоков.
(ПГС) - строительный материал. Представляет собой смесь с содержанием гравия и песка, обычно характеризуется наибольшей крупностью зерен гравия. Бывает двух видов: природный и обогащённый (ОПГС). В соответствии с ГОСТ 23735-79 в природной песчано-гравийной смеси содержание зерен гравия размером более 5 мм должно быть не менее 10% и не более 95% по массе.
Удобоукладываемость, осадка конуса - эти термины обозначают пластичность бетонной смеси, её способность растекаться по конструкции. Обозначается подвижность в накладных и паспортах в виде буквы П с коэффициентом от 1 до 5 ( пример: П-3) либо так: осадка конуса 10-15 см. Для практического применения важно знать следующее:
Для стандартных монолитных работ применяется бетон подвижности П-2 - П-3. При заливке густоармированных конструкций, узких опалубок, колонн и прочих подобных узких полостей, труднодоступных для заполнения бетоном, желательно использовать бетон с подвижностью п-4 и выше (осадка конуса 16-21 см). Подобные виды бетонной смеси хорошо переносят укладку в опалубку, без использования вибратора.
Аналогичную подвижность бетона стоит выбрать, если для укладки бетонной смеси используется бетононасос. Увеличение подвижности бетонной смеси до показателей П4, П5, осадка конуса более 16 см. достигается исключительно за счёт применения на заводе добавок-пластификаторов. Разбавлять на объекте бетонную смесь водой, увеличивая подвижность, КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ, так как это снижает класс прочности бетона.
- способность бетона выдерживать внешние нагрузки (измеряется в условных единицах кг/кв.см.) Для обозначения прочности принята классификация бетона на марки: М100, М150, М200 и т.д. Чем выше марка бетона, соответственно выше и его прочность. Проверку соответствия данному параметру осуществляют в лаборатории путем сжатия специальным прессом кубиков или цилиндров, отлитых из бетонной смеси каждой партии бетона и выдержанных в течение 28 суток при определенных условиях.
Принята также классификация бетона по классу прочности (обозначается в документации буквой В и цифрами, например: В7,5; В12,5; В15. Ниже приводится таблица соответствия марок и классов бетона.
класс | В 7,5 | В 12,5 | В 15 | В 20 | В 22,5 | В 25 | В 30 |
марка | М100 | М150 | М200 | М250 | М300 | М350 | М400 |
— это, несомненно, одна из самых важных составляющих качественной и бесперебойной работы производства. Первоначально под промышленными полами понимали бетонные полы, изготовление которых происходило в промышленных объемах, и полы, применяющиеся на промобъектах. Сейчас же термин имеет более широкое значение. Причина этого в том, что в настоящее время такие полы используют не только на заводах или других промышленных объектах, но и в офисах, больницах, на вокзалах, в аэропортах... Словом, в помещениях, где проходят большие потоки людей и полы должны иметь высокие эксплуатационные характеристики.
Основное предназначение противоморозных добавок (ПМД) - обеспечение возможности зимнего бетонирования при минусовых температурах и отсутствии дополнительного прогрева залитой конструкции. Отдельные виды добавок позволяют производить бетонирование при температуре до - 25 градусов.
Главные задачи современных противоморозных добавок - сократить время схватывания цемента и ускорить время твердения бетона (в условиях низких температур), понизить температуру замерзания воды, т.е. сделать так, чтобы вода замерзала не при 0 градусов, а при -10 или -20 (солёная вода - классический пример понижения температуры замерзания). Современные виды противоморозных добавок не оказывают отрицательного влияния на схватывание, твердение, прочность и долголетие бетонной конструкции.
предназначена для беспроблемного запуска бетононасоса. Перед прокачкой основной бетонной смеси требуется смазать бетоновод, пусковая смесь и является такой смазкой. Затраты на пусковую смесь (и ее доставку) несет заказчик. Цены на пусковую смесь отражены в прайс-листе.
(или бетонная смесь, готовая к употреблению БСГ) – это бетон, изготовляемый на бетонном заводе, с целью его дальнейшей продажи и доставки на объекты потребителя. Существуют и сухие бетонные смеси БСС. Однако, их использование в промышленных масштабах довольно редко. Производство товарного бетона в нашей стране регулируется согласно норм ГОСТ 27006-86 «Правила подбора состава бетона» и ГОСТ 7473-94 "Смеси бетонные. Технические условия". Так как несоблюдение стандарта несет за собой административную ответственность, бетонные заводы придерживается рекомендаций по изготовлению своего продукта, именно тех, которые указаны в стандартах ГОСТа. Товарный бетон во всех информационных материалах указывается с цифровым и буквенным индексом, где марка М-, класс прочности В-, подвижность смеси П-, морозостойкость F-, водонепроницаемость W-. Например БСГ М200(В15) П2 F150 W6.
Для компенсации действия пластификатора, немного тормозящего процесс твердения, иногда вводятся специальные добавки - ускорители твердения. Так же ускорители твердения могут применяться при нестандартных заливках, когда требуется быстрая схватываемость нижнего слоя бетонного массива, чтобы можно было без проблем продолжать лить дальше. Ещё одна область применения ускорителей - бетонирование в холодную погоду. Ведь, чем ниже температура окружающего воздуха, тем медленней происходит процесс гидратации цемента, начало и конец схватывания и набор прочности происходят в замедленном темпе. Здесь тоже помогают ускорители. Однако, иногда нужно добиться увеличения времени живучести бетонной смеси. Тогда применяют Замедлители твердения бетона. В основном это может быть надо для транспортировки на дальние расстояния, при невозможности быстрой заливки и так далее.
Чтобы свежеуложенный бетон получил требуемую прочность в назначенный срок, за ним необходим правильный уход: поддержание его во влажном состоянии, предохранение от сотрясений, повреждений, ударов, а также от резких изменений температуры. Отсутствие ухода может привести к получению низкокачественного, дефектного и непригодного бетона, а иногда к разрушению конструкции несмотря на хорошее качество применяемых материалов, правильно подобранный состав смеси и тщательное бетонирование. Особенно важен уход за бетоном в течение первых дней после укладки. Недостатки ухода в первые дни могут настолько ухудшить качество бетона, что практически их нельзя будет исправить даже тщательным уходом в последующие дни.
- неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью свыше 5 мм (по европейским стандартам - более 3 мм), получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд. При производстве товарного бетона используется щебень с фракциями 5-20мм.
— это оборудование, предназначенное для рытья в земле неглубоких ям, скважин, отверстий и лунок цилиндрической формы. Ямобуры существенно облегчают и ускоряют работы, и поэтому, активно используются в строительстве и иных сферах хозяйственной деятельности — для бурения отверстий в грунте (под заливку буронабивных свай, ям под посадку саженцев), установку столбов, опор мостов и прочих устанавливаемых и крепящихся в земле преимущественно вертикальных конструкций. Современные мобильные механизмы на шасси автомобиля позволяют производить бурение глубиной до 9 метров и диаметром от 200 до 800 мм.